Григорий Шмерлинг
Началась эта история с электронного письма, пришедшего 8 октября 2001 г. из Новосибирска — от Анатолия Кулика, основателя фирмы, выпускающей среди прочего снаряжения надувные парусные суда. Вот что писал Анатолий:
— Я познакомился с полемикой, идущей вокруг моего серийного катамарана "20" — спор глухих со слепыми. В Новосибирске я регулярно провожу гонки на монотипах — раньше это были катамараны "21", сейчас "20". Главное — участвовать могут все желающие. Достаточно трех судов — предоставляются оргкомитетом. В каждой гонке выбывают 1 или 2 участника (в зависимости от числа участников и времени) — по олимпийской системе. Все соревнования проводятся в один день, не надо ни палаток, ни костров, никому ничего собирать-разбирать. Я готов предоставить, если будет интерес, 2—4 одинаковых судна "20", для первых соревнований бесплатно. ...Такие соревнования можно провести еще до морозов на каком-нибудь внутреннем московском водоеме (пруду). От вас — соберите народ!
Собрать народ удалось в основном с помощью Интернета, доставить лодки взялся Виктор Корнеев, а заняться организацией и судейством — Виктор Белоозеров. Пока решались оргвопросы, в Москве ударил морозец, и городские пруды сковал лед. Царицынские пруды, где намечено провести соревнования, проточные и должны бы замерзнуть позже. Но до последнего момента неясно — прилетят ли из Новосибирска лодки, не придется ли ждать обещанного потепления... а то и весны?
Пятница, 26-е. Лодки получены! Лёд на пруду есть, но только по краям.
Суббота, 10 утра. На Верхнем Царицынском пруду, наверное, впервые в его истории, предстоит пройти парусной регате. А пруд за ночь всё-таки наполовину замерз, намеченная гонка вокруг острова не получится. Но можно поставить знак на чистой воде. Что-то всё это напоминает: - "Бедный утенок плавал и плавал вокруг полыньи, а она становилась все меньше и меньше"...
Но синоптики не соврали — сегодня явно плюс, иногда даже проглядывает солнышко. Старт и финиш делаем от берега, дистанция метров 150 в лавировку до знака и обратно. На гонки записывается 26 человек, стартовать будем по трое: у нас три лодки. В первом круге из тройки выбывает только один неудачник, во втором условия жестче — в "полуфинал" проходит только победитель.
На часах 11 - начали! Но где ж ветер? Дует еле-еле, а то и не дует вовсе. Так что спасжилеты, к счастью, остались сухими. (Один гонщик все-таки искупался почти по пояс, слишком ретиво оттолкнувшись от берега - этот толчок был немаловажен для успеха!)
Болельщики и участники запрудили всю дамбу, на дереве повешен флаг парусного клуба. Оживление привлекает гуляющий народ и даже патрульного милиционера, на всякий случай посматривающего на это безобразие.
При слабых, "гуляющих" дуновениях ветерка в гонке была велика роль случая, а в проливе между высоким берегом с мысочком и островом на пути к знаку получалась настоящая ветровая яма, посидеть в которой пришлось многим, в том числе и автору этих заметок.
Почти все гонщики брались за румпель "двадцатки" впервые, не имея возможности потренироваться и почувствовать поведение лодочки. Кое-кому не удалось даже толком уйти со старта. Но случай случаем, а побеждали те, кто имел опыт, причём не только походный, но и гоночный. Борьба была очень азартна, и выигрыш доставлял не меньше радости, чем на любой "большой" регате. На финише второго заезда в толпе болельщиков раздались вопли "Фотофиниш!" — все три катамарана шли нос к носу, в пределах полкорпуса!
Проходят 9 гонок первого круга, потом 6 второго. Кто-то из неудачников разочарован и уезжает, зато самым настырным удаётся получить "вторую попытку". В полуфинале две тройки, и вот финал: 18-я гонка за этот день! Победителем становится Герман Чернявский, на втором месте Дмитрий Рославкер. Третье достается Илленко-младшему, упорно боровшемуся со старшим и таки выигравшему около метра: опять "фотофиниш"! Регата закончена. Солнце клонится к земле, половина седьмого. Ну и денёк! Кстати, последний денёк летнего времени — пора переводить стрелки...
Несколько слов о самой лодочке. Позиционируется она как "пляжная", предназначенная для катания налегке, а не для туризма. Способность к лавировке при взгляде на заменяющие шверт миниатюрные плавнички вызывала сомнения, но оказалась очень неплохой. Парус из жесткой прозрачной плёнки лучше вёл бы себя при ветре хотя бы в 3 балла: в штиль придать этому почти жесткому крылу изгиб в нужную сторону удавалось только энергичными шлепками рукой. Мачта свободностоящая и, в отличие от "Бриз-микро", нет опор-укосин, препятствующих свободному повороту паруса. Обезветрить парус отдачей шкота можно на любом курсе — ведь лодка рассчитана на неопытных рулевых. Рули закреплены на круглых транцах баллонов. Рамой лодки они не поддерживаются, и это не нужно. Прочная ткань позволяет накачивать баллоны туго, "до звона", и их жёсткость вполне достаточна.
С непривычки показался неудобным способ подъёма и опускания рулей (манипуляции с "румпельной рамкой", которую надо двигать вверх-вниз). Рули сами не откидываются — у берега катамаранчики стремились "встать на руль", а когда гонщики прыгали в них и отталкивались от берега, в каждом заезде кого-нибудь крутило не туда, пока он суматошно дергал за конструкцию, стараясь привести рули в рабочее положение. Наверное, можно попробовать приспособить рулевое весло, которым заодно бы и галанить: при необходимости грести коротеньким гребком будет — не сахар.
Но, в общем, очень симпатичная игрушка! Эх-ма, кабы денег тьма... Главный недостаток лодки, о котором говорили почти все — высокая цена (более $1000). В нашем клубе и интернет-компании наверное, от силы 1-2 человека могли бы позволить себе приобрести такой катамаранчик в личное пользование ради воскресного катания. Но вспомним о главном назначении этой лодочки: это пляжное, прокатное судно.
На пруду или реке у дома отдыха, на лодочной станции — вот где его место, его рынок. И для этого рынка цена высокой не выглядит. В отличие от виндсерфера, где нужна большая сноровка, получить удовольствие от катания на этом микро-паруснике может буквально каждый. Несколько катамаранчиков можно возить, к примеру, и на теплоходе, совершающем круиз с "зелеными" и прочими стоянками — ажиотаж среди отдыхающих гарантирован.
Если же вспомнить, что пляжи и прокат всяких мелких плавсредств особо популярны в таких местах, как Анталия, Коста-Брава, Кипр... там такие бы лодочки — это настоящее золотое дно. Так что фирме "Кулик" можно только пожелать их успешного продвижения! А будет больше серийность — появится возможность и снизить цену.
А пока — Анатолию БОЛЬШОЕ СПАСИБО за настоящий парусный праздник!
Кроме того, надо сказать, что проведение регаты по инициативе производителя снаряжения, подхваченной интернет-сообществом парусных туристов — это что-то новенькое. Наши традиционные клубные соревнования хороши, но интересно расширить их рамки. Участие и поддержка "лодочных" фирм открывает такую возможность. Не случайно на этой регате вместе со знакомыми лицами появилось и много новых. Надеюсь, встретимся и в следующем сезоне!
Снимки Дмитрия Шевелева:
Снимки Алексея Карпухина (сделаны цифровым аппаратом CASIO QV3000; автор может выслать по запросу нужный снимок в большом формате, номер виден при наведении на кадр курсора мыши):