Самым массовым на этот раз оказался класс 13 кв.м — 9 участников. В классах 10 кв.м., 8,5 кв.м и Простор, 7 кв.м и Альбатрос соревновались по 6 лодок. Вновь появились катамараны свободного класса (более 13 кв.м) — их оказалось 3; выступление К.Добкина на катамаране "Бриз-Микро" вселяет надежду и на возрождение 5-метровиков.
Удалось провести 5 гонок: 3 в субботу и 2 в воскресенье. Все гонки проходили в свежий ветер; во время первой из воскресных гонок он было ослаб, но зато во второй дуло так, как давно не бывало на наших регатах.
Подготовка к старту первой гонки началась с происшествия — прямо напротив лагеря лег катамаран Н.Кузнецова, перевернутый порывом через нос. Из-за спасработ, которые вел экипаж Успенских, старт был отложен на полчаса.
Этот катамаран с узкими и заостренными баллонами потом перевернулся еще раз — в гонке, причем на этот раз купаться экипажу пришлось долго. Рассчитывая на спасслужбу, другие участники не стали выходить из гонки и вытаскивать потерпевших, а моторка спасателей оказалась на берегу. Помощь оказал не участвовавший в гонке катамаран С.Чайкина, потом подошедшая моторка привела к лагерю обе лодки.
Не избежал переворота и один из "Альбатросов" (со временным номером 431), правда, этот оверкиль случился не в гонке, а во время экзерциций вблизи лагеря. Экипаж принялся ставить лодку на ровный киль. Первая попытка не удалась: под вздох зрителей катамаран тут же кувыркнулся снова, совершив переворот на 360°. На второй раз все получилось, и аварийная лодка благополучно достигла берега самостоятельно.
Приведем схему дистанции (положение использовавшихся в качестве знаков бакенов показано приблизительно).
Первая гонка была общей для судов всех классов. После оттяжного знака 2 следовало обойти правым бортом все острова, знаки 4 и 5 и идти на финиш; лавировка получалась на последнем отрезке дистанции. Затем суда были разделены на две группы. Для младшей группы (все менее 10 кв.м) дистанция была сокращена: суда шли на финиш сразу после заостровного знака 4, огибая все острова. По этим дистанциям прошли следующие 2 субботние гонки.
В первой воскресной гонке младшая группа была послана проторенным путем, а старшая — подальше, на знак 3. Во второй гонке этот знак был включен в дистанции обеих групп, которые, как и раньше, расходились после знака 4. Эта гонка проходила при очень сильном ветре; порывы на открытой Волге явно превышали 6 баллов. Имевшийся на одном из "Альбатросов" GPS зафиксировал среднюю скорость судна в гонке 10,3 км/ч и пиковую — 30,1 км/ч! Остаётся только гадать, какой была максимальная скорость в старшей группе: пока лидеры младшей долетели к 4-му знаку, Успенский и Святенко начали лавировку с нижнего. К счастью, субботняя школа не прошла даром — на этот раз спасать никого не пришлось. Однако, так как сила ветра была предельной для наших судов, от проведения 6-й гонки решено было воздержаться. И не зря: пошедший на побитие рекорда "Альбатрос" вернулся к берегу с мачтой, изящно согнутой в дугу.
Фотографии В.Пихтарева, сделанные во время этого заезда.
В классе 13 кв.м победу одержал экипаж братьев Успенских на "Адреналине", уступивший соперникам лишь в одной гонке. В 10-метровом классе развернулась упорная борьба между московским ветераном В.Дзюбой (М 1) и С.Новицким (СП 5). Её исход чуть не решил протест, поданный на питерцев в 4-й гонке. Они проспали (в самом прямом смысле) и лишь за несколько секунд до открытия старта пересекли стартовую линию со стороны дистанции, чтобы затем развернуться и стартовать.
После изучения ППС-2000 главсудья В.Белоозеров протест отклонил: теперь подобные финты не возбраняются. Бывалые гонщики только сокрушенно покачали головами, представляя картины абордажа на стартовой линии, к которой с обеих сторон устремляются летящие полным ходом катамараны. Но приятно, что судьба завоеванного экипажем "Сириуса" первого места решилась на дистанции, а не на протестовом бланке! Впрочем, кое-кому не повезло: был наказан экипаж, сделавший поворот на курсе и не сумевший уступить дорогу правому галсу, и рулевой, решивший пойти в гонку без матроса.
"Свободный" класс произвел бледное впечатление: ходили "свободники" хуже судов с меньшей парусностью, а потом и вовсе не стали стартовать. А вот 5-метровый Бризёныш — так ласково окрестили "Бриз-Микро" под водительством К.Добкина — в отсутствие соперников честно боролся с ветром и успешно прошел гонки.
В классе 8,5 кв.м. самым быстрым оказался "Ветер" М 150 Г.Шмерлинга, ходивший под одним гротом — "Просторы" в штатном варианте с ним конкурировать не смогли. Заядлые просторщики, напротив, поставили стакселя и перешли в старшие классы - 10 и даже 13 метров, правда, без особого успеха. Уверенно выступил единственный женский экипаж — Настя Модель и Катя Пантофель. Молодцы девушки - их 3-е место на этой регате дорого стоит! Не сдавались и начинающие гонщики из Твери — семейная команда Хитровых. В последней штормовой гонке их "Простор" один за другим потерял оба руля, управлять пришлось веслом — но экипаж не вышел из гонки и успешно финишировал.
Хорошо показали себя в сильный ветер усовершенствованные "Альбатросы", в основном представленные лодками проекта "16" Жуковского клуба. Когда-то при шквалах Альбатросы несло по ветру с растравленными и собравшимися "ложкой" у задней шкаторины парусами, а теперь они уверенно шли и полными курсами, и в лавировку, опережая многие лодки с большей площадью парусности. Победу одержал В.Шелобанов на М 210; разыгранный среди "Альбатросов-16" главный денежный приз достался Ю.Кужелеву.
А теперь - остановленные мгновения Весенней регаты.
Григорий Шмерлинг
Фото автора, Галины Успенской и Сергея Чайкина (указаны всплывающими подписями), Аллы и Сергея Богдановых.