Дорога не была тяжелой; выехав в седьмом часу утром, к вечеру засветло были на месте. Новая дорожная игра с ГАИ: "соблюдение правил". Раз беремся блюсти ППГ, чем ПДД хуже? Когда скорость в деревне 60-65, забавно видеть как вывернувшийся из-за угла гаишник инстинктивно вскидывает радар и недовольно опускает :-) Ну, конечно, не всегда были чисты аки агнцы, но выиграли, причем дважды - и на обратном пути! Не то что раскошеливаться, останавливаться не пришлось.
Стапель в ВМК Адмиральская слобода. Андрей Бардин предлагал на выбор стапелиться или в я/к Локомотив, где будет старт, или напротив через устье Казанки - в этой самой слободе. Поскольку в Локомотиве обещались проблемы с местом для машин и ночлега, а в Слободе стоял сам Андрей, ночлег предлагался на теплоходе и обеспечивалась охраняемая стоянка, мы и остальные москвичи, да как оказалось и казанцы тоже, выбрали второй вариант. Да и название какое - Адмиральская! Как же мы повелись... Лодочный шанхай, он и есть шанхай: все загромождено, металлолом на любой вкус, осколки-обломки. Лодки собирали в проходе, на дорожках, часть вытаскивали на руках. Первый ночлег в салоне на теплоходике "Бережок" прошел нормально: мы надули матрас, Верамьевы приспособили диванчики. Только путь на берег надо было преодолевать с опаской - его стерегла злобная недавно ощенившаяся сука, и не какая-то шавка, а ротвейлер. Для прохода следовало предупреждать сторожа, отгонявшего псину.
Наутро пришла уборщица и попросила собрать вещички - "банкетный зал" следовало привести в товарный вид, так как мог поступить заказ и теплоход отправился бы в плавание. Взамен предложена затхлая и заваленная железяками камора на дебаркадере. Договорились что как заказ на отход поступит - тут же и выметемся, но на наше счастье клиентов для "Бережка" не нашлось.
Зато гальюн был безжалостно закрыт - шляются тут всякие! Пока мы возились с лодкой, дебаркадерные люди исчезли насовсем, даже злобную ротвейлершу закрыли, только слышно жалобное подвывание. На вторую, предстартовую ночь в небольшой зал люди набились вповалку, в том числе и те кто мог бы переночевать дома. Хорошо что часть экипажей смогла поставить палатки. Николай с Эдуардом поставили палатку прямо на палубе.
Открытие регаты - в Локомотиве, туда надо перейти через залив. Благо ветерок есть, переходим сами, на пляж рядом с клубом. В мае 2002-го тут же, только с другой стороны косы, стартовало первое ралли. Нет, шоу будет внутри, приедет министр Татарстана по делам молодежи и спорта. Катамараны надо перегнать в гавань, совершенно для них не подходящую: высокий бетонный причал. Ну, надо так надо, перешли в гавань, кое-как ошвартовались. Обстановка в Локомотиве и около него показалась значительно более окультуренной чем в Слободе. Место для машин и палаток при желании найти можно было. А за забором, на пляже, традиционно-расейский, снаружи и внутри, но он есть! есть сортир!!
— Счастье для всех, чтобы никто не ушел обиженным... (с) Стругацкие, Пикник на обочине.
Наконец торжественные церемонии позади, флаг поднят со скрипом несмазанных блочков, который удачно синхронизировался со звуками гимна. :-) Пора стартовать. Яхты вытягиваются на Волгу. А мы-то как? Ведь вроде задумано вместе, как на Верхневолжской? Снова переползаем на пляж. Жарко, штиль. Время идет, наконец решение есть: наш москитный флот вытащит из тесной лагуны Локомотива на Волгу катер "Пегас" со 150-сильным (!) движком. Не в силах больше торчать на пляже, мы и еще пара лодок отваливаем сами и цепляемся к каравану уже на ходу. И вот простор Волги. Благолепие, тепло, легкий ветерок, праздник... а ведь где-то совсем рядом, может именно тут погибали ребята в 2003-м. Николай Цветков с соседнего К 3 думает о том же: — Вон тот буй, а там нефтебаза, куда выкинуло баллоны...
Ввиду отсутствия Андрея, еще занятого на переговорах с министром, старт было поручено дать водиле Пегаса. То что о ППГ человек не слышал вообще никогда и ничего, неважно - поднимешь весло, а через минуту опустишь - поехали. Так и было сделано, только вот что надо хоть для приличия соблюдать интервалы времени от объявляемого отсчета, наш стартер не знал. Стартовый цирк бывал и на следующих этапах. Уже минута, а катамаран МЭСИ (фактически и не участвовавший в гонках) не то на берегу не то только отвалил.
— Обождем, вон они еще не готовы!
Чем так, уж лучше по-туристски - отпихнулись от бережка и вперед. Гонки длинные, суета у стартовой линии особо ни к чему. Но нет предела совершенству и для береговых стартов! Как-то Андрей, объявив отплытие на 10 часов, не то отошел, не то закопался в недрах своей О'неги. Народ роет копытами береговую черту. Гляжу на часы: 10 уже есть. Костя Волков не выдерживает: — Кто нам старт-то даст?! Спохватывается Толя на стоящей тут же "Старушке Дженнис". — Сейчас дам! Безуспешно ищет часы и спрашивает время у меня, т.к. стою рядом. — По моим 10 уже было. — 10 секунд до старта!!
Увы, на дистанции веселья хватало ненадолго, оно кончалось вместе с ветром. В первый же день я здорово дал маху, оставшись под левым берегом — решил, что плотная группа лидирующих яхт, которую мы нагнали со старта, свалила направо выяснять свои личные отношения подветренный-наветренный.
Зачем петля, поедем по прямой. И заштилели наглухо, в то время как под горами правобережья что-то иногда тянуло. Солнце жарит. "Саргассы" - плотно сплетенные островки водорослей, не дай бог въехать. А хуже всего моторки и гидроциклы, снующие взад-вперед, их тарахтение и непрерывная качка, вытряхивающая из беспорядочно дергающегося паруса последние граммы тяги. Правый высокий берег хоть без бесконечных коттеджей и санаториев.
Когда стемнело, штилели еще в 5 км от финиша. Сойти и чапать на веслах? А что делать. Обстановка опасений не внушает, просить помощи резона нет. Тихий летний вечер, нет, уже ночь — и светает и темнеет тут на час раньше чем в Москве. Все бы хорошо, если бы перед этим не было хлопотного и изнурительного дня под палящим солнцем. А тут еще грести... Когда с финиша позвонил Мягков и спросил не вытащить ли нас Пегасом, согласились с радостью и были вытащены.
Гонка от первой стоянки у лагеря Икар до острова Песчаный. Тоже весь день, но на этот раз шли неплохо, хоть и опять пришли сильно утомившись. Однако, еще поборемся! Завтра старт назначен на 7 утра - самый длинный этап, до выхода Волги из разлива водохранилища за Болгарами. Вставать в полшестого.
Но не заснуть - рядом вопли, песни, "тащи вторую гитару"! Кто-то из наших и видимо друзья с пришлой посудины. Не выдержив, вылезаю и спускаю полкана с матюками. Спасибо, морду не набили - поворчали и пошли наверх в лес. А то сами не могли догадаться, что там и места много и костер, а тут люди пытаются уснуть в палатках, и не мы одни.
Еще было дело на стоянках около яхтенного флота — какой-то сорвавшийся с цепи козёл орал среди ночи "КАТАМАРАНЩИКИ, НЕ СПАТЬ!!!"
Стартовали действительно в 7 утра, но с ветром туго. Вряд ли дойдём. Действительно, к вечеру флот растянулся на все водохранилище. Лидеры наверное успели дойти; мы только миновали Куйбышевский затон, позади виднеется Альбатрос-16 Рината Аглямова - "танкисты" (им это прозвище было дано еще в прошлом году. Уж очень напоминала орудийную башню поставленная над кокпитом штатная палатка с какой-то торчащей вперед трубой :)
Легко сказать - "если не дойдете, соберем всех на веревку", а как это сделать? Пегаса с нами больше нет, но моторных судов с регатой еще целых 4. О'нега Бардина, яхта Старушка Дженис и две надувные моторки - одна из них сопровождала команду Куркачева, вторая, РИБ - катамаран МЭСИ. Увы, ни одно из них не было полноценным судном сопровождения. Если нет табуна лошадей, остается только неприятный способ: принести в жертву собственный комфорт и тащиться по жаре позади всех, ожидая наступления контрольного времени, когда гонку надо прекращать.
Андрей с 4-сильным движком мог бы зацепить одну лодку, ну может две - уже тащился бы еле-еле. На Дженнис и моторках обязательств кого-то тягать просто ради сбора видимо не брали, да ведь и свои дела и экипажи, и овёс нынче дорог. К тому же "Ветерок" на яхте находился, как потом выяснилось, на последнем издыхании.
Итого: мы нашли дырку в обрыве и заночевали на хорошей стоянке, отзвонившись что все ОК. Кто будет в тех краях, может пригодиться: напротив красного буя № 27, 55°07,055'N 49°09,235'E. Недалеко по обоим сторонам от распадка вниз сбегают родники. В бинокль видели что "танкистов" подцепил на горизонте удачно подвернувшийся караван яхт и поволок куда-то вниз, к Болгарам. На общий финиш они в этот день тоже не попали. Успел ли дойти Вл.Волков, не знаю, но надо сказать что в одиночку он ходил шустро.
Ренегатские мысли. Как хорошо когда тихо и вдвоем, вот так бы и путешествовать... День за днем, неделя за неделей... То не спеша, от острова к острову, то дождаться доброго попутного ветра и нестись к далекому берегу... И тут старпом говорит то же самое! Не зря команда у нас с 73-го года :-) Эх, отпуск бы на весь месяц... нет, два... Размечтались, блин. Флот пора догонять!
Зато на регате не соскучишься. Николай рвется вручную на калькуляторе рассчитать гандикап, ибо декларируемый им вес К3 - не то 140 не то 120 кг. А расчет-то вещь покруче Фауста будет. (На переходе придумалось как взвешивать без весов: доска, человек с известным весом и плечи разной длины. Но Ник. споткнулся на какой-то промежуточной величине которая вышла отрицательной, а искать доску чтоб взвеситься так и не стал).
Ветерок сегодня есть, идем потихоньку. Издалека видны красиво и порой довольно бодро снующие катамараны - оказывается, по случаю ожидания отставших и свободного дня Мягков устроил гонки с пересадкой.
Но когда пришли в лагерь, там ждали плохие вести. Старший член команды М 477, Александр, в больнице в Болгарах - тепловой удар, может и отравление. А позже подошел Сергей, спросил не взяли ли случаем с собой упаковки от катамарана. Оказалось, разбираться надо не Константину, а ему самому - с Андреем та же история! Высокая температура, парень совсем вышел из строя. Ну и дела... Но все обошлось относительно благополучно. Константин с Ирой успешно завершили регату, Александр встречал нас на финише. Андрей через день был уже более или менее в форме - видимо, действительно был тепловой удар, а может сказалось нервное напряжение. Но после таких дел снова идти в штилевое пекло было бы глупо - Сергей как капитан и отец решил, что придется закончить регату здесь.
Девиз этих дней - несоответствие наших желаний нашим возможностям.
Чтобы не вылететь из графика, 27-го надо было дойти до Песчаного. Но это представлялось очень сомнительным, и Андрей назначил промежуточный финиш на мысочке у устья речки за Куйбышевским затоном. Туда и сползлись к ночи все кроме танкистов, только не на мысок где камыши и болото, а чуть подальше к Лобачу, где был примечен по пути сюда галечный пляж. Только вот телефоны там не работали - место заслонено с севера возвышенностями.
Был даже такой момент по пути - увидев что потихоньку несет назад (по створу с островком, и широта на GPSе начала уменьшаться) - отдал якорь, веревка натянулась. И это в основном разливе водохранилища! Покупались с катамарана, минут через 20 воздух зашевелился и метр за метром поплыли дальше.
28-го с утра дует! Надо нагонять график. Промежуточный финиш на этот раз на Песчаном, а если успеем — пойдём на Икар. Дуло увы торчало недолго, но до Песчаного дошли и рванули дальше. К вечеру сгущаются неприятного вида тучи, гремит, а ветра так и нет, отдельные порывы. Сумерки - тучи, дождь. Гроза непосредственно нас к счастью так и не накрыла, но в 4-5 км с разных сторон а в конце конкретно впереди по курсу сверкало здорово. Было жутковато, пели песни (сказано с большой натяжкой).
По GPS-ке остаются уже сотни метров. Видны огни на яхтах... а это что за громада серой тенью по курсу? Подходим - огромная яхта, "Ветер". Кажись она Open-60. НИ ОДНОГО ОГОНЬКА. Мореходы, блин. Зато на втором похожем монстре, тоже стоявшем на якоре в стороне от берега (название не запомнил), огонь на мачте был что надо, по нему и ориентировались.
У нас огонек, сигнализация и связь по телефону были. Андрей по запросу пускал ракеты, мы перемигивались фонарями с K3. Но тут был случай, когда мало перемигиваться, надо собираться побыстрее на берегу. Сумерки и резкое ухудшение погоды - раз не был специально устроен многодневный этап когда останавливаешься где хочешь, пора прекращать гонку и сматывать удочки. Увы, мотористов наших видно не было - только тащилась рядом Старушка Дженнис, безуспешно дергая агонизирующий Ветерок - тот закашливался и снова подыхал. В автономном плавании давно встали бы, а тут шли, напрашиваясь на неприятности. Накрыл бы шквал, снесло у кого мачту - и болтайся ночью посреди Волги. Вода теплая, но все равно хорошего мало.
А в бухточке все хорошо, народ гуляет...
Первыми пришли 13-метровики, потом, прямо перед нами — Костя; мы в 23:22, К 3 в полночь, Владимир к часу (утром вышел зарифленным, а ветер скис), танкисты — под утро. Как сказал потом Ринат, поспать им удавалось в эти дни часок-другой. И это тоже урок, и им самим и Андрею как организатору: раз специально перетирали и так и написали в Положении, что на Альбатросе - только вдвоем, почему допущены трое? Дружба дружбой, а правила правилами: втроем - вне зачета, грести — пожалуйста, и не отставали бы.
Поставили палатку и упали замертво. Назначенный по ходу дела секретарем шкипер Старушки Анатолий ещё попытался извлечь "господина Шмерлинга" для решения вопросов обсчета результатов, но был мягко послан напоминанием о конституционном праве на отдых. Всего-то делов перевести минуты в часы или наоборот с последующим умножением на гоночный балл, но и на эту арифметику нужны силы и время.
После гроз погода сменилась, пасмурно. И вдуло не по-детски, точно по Волге, с севера, в морду. Финиш назначили у санатория Санта. Когда выходили - честных 5 баллов; порывы метров до 10; потом раздуло и посильнее. К середине дня пожалуй было почти как в прошлом году, но мы к этому времени уже успели примерно на полпути сломать шверт. Надя утверждает что на что-то налетели, по-моему просто болтанкой. Со второй попытки развернулись с помощью весла к "своему" левому берегу, чтобы в случае чего облегчить себе эвакуацию. На видневшийся пляж вырезаться не удалось - подошли к обрыву, подмытому высокой водой и покрытому упавшими деревьями. Пришлось выгребаться. Ветер под берегом тише и волны нет. Но все равно тяжело.
... Уже по пути домой завели в машине кассету Любэ : "... и мы опять должны грести, грести чтоб жизнь свою спасти...".
— Как у нас, помнишь? Только у нас было "чтоб от кустов-коряг уйти".
Старпом даже не улыбнулся.
Доложил Бардину. О'нега прошла вверх под парусами; под 4-х сильным движком с вылетающим из воды винтом он и сам-то идти не мог. Сказал, что пришлет катер. Вытащила нас Людмила Геронтьевна (если не ошибаюсь, проректор МЭСИ). Она носилась по покрытой барашками Волге на РИБе c 15-сильной Ямахой взад-вперед в поисках подопечных. Вот действительно героическая женщина! Подошла к нам, мы напоили её чайком, и потащила на остатках бензина к Санте. Одна рука на румпеле, второй отчерпывала заливаемую потоками брызг лодку. Тем временем Андрей снарядил из Казани Пегаса, но мы были уже на месте. Зато нашлись МЭСИ и В.Волков — они почли за благо не высовываться из Икара, и, раз сомневались — правильно сделали. Только почему не позвонили? За отставшими потом была отправлена машина.
Пришли на финиш Куркачев на Тайфуне (и ушел своим ходом в Казань), за ним наш Волков (477), за ним Верамьев. В первый штилевой день, обкатывая новую лодку, Алексей рифился - а тут на полной парусности. И зря, рифы не помешали бы, возможно из-за этого он и проиграл Косте - когда мы шли следом было видно что сильно травится. Затем пришли Николай с Эдуардом и Ринат со своими танкистами - уверенно шли! У них шверты на этот раз не подвели.
Даже не помойки как таковые, а то что отправляясь на отдых и праздник души, оказываешься со своим пикником в положении бомжа на обочине. Патронаж министра это здорово... но уборщица главнее.
В Березове в прошлом году помойка наличествовала вполне (причал из старых покрышек, всякие обломки-осколки) но было здорово! Прием радушен и весь сервис налицо: ставь палатку, оставляй машину, вот тебе вода и умывальник, вот чайник, вон сортир. А хочешь - можно и домик, и баньку. Помойку как таковую новые хозяева убрали. Но пустили на берег словно из милости, хотя и за деньги, а потом - плыви, дерьмо! Как будете возвращаться и куда, не наше дело.
На верхней базе... ну понятно же было что приедут люди, десяток машин не влезет, общая комната где все равно мало места и не горит свет, а завтра приедет группа на тур, а заезжать дальше и ставить палатку нельзя ибо Люся против. Люся была просто ошарашена нашествием и потом уж не особо сопротивлялась заезду на заветную травку, можно сказать даже помогала. Но мы ждали другой прием.
В городе еще больше проблем - одной-двум-трем лодкам приткнуться можно, а 10 - это уже серьезно. На водномоторной стоянке тесно и неудобно, в яхтклубе с его причалами только если по слипу носить катамараны на руках; на пляже хорошо, но отвернись - тут и своруют чего-нибудь. Народец-то всякий гуляет.
Понятно, не в Европах живем. С "береговой инфраструктурой" туго: кемпингов не водится, или шанхаи или дворцы-коттеджи. Подыскать бы что-то среднее, пусть подальше от города, хоть тот же Икар. Не надо стесняться собирать взносы на участие - мы не нищие, готовы платить разумные деньги. Пусть как в хороших кемпингах в Европах, 10$ за место для палатки. Но чтобы и обстановка была приятная, и лишних проблем не было.
Надо его брать, и чем больше участников крейсерской регаты будет моторизовано, тем надежнее. На Ладогу брал, поскольку серьезность воды была несопоставимо важнее лишнего веса, к тому же сам будучи в организаторах, не собирался так уж бороться за призовые места. На Волге побороться хотелось. Как же, лишних 20 кг! И мотор остался дома, о чем пришлось не раз пожалеть.
Когда сход с гонки оказывался неизбежен - дважды в штили, один раз из-за сломанного шверта - с мотором мы бы приходили на финиш, не напрягая ни себя ни других, а в штиль может и подтащили бы кого. На предпоследнем этапе, когда мы финишировали уже ночью, то штилюя то на порывах под дождем и при грозе - плюнули бы на гонку и дернули мотор, чтобы не подвергаться лишней опасности. Все равно в конце, уже напротив огней Икара, пытались подгребать - не дремать же на якоре или дрейфуя вниз.
Лишний вес легко парировать! Раз применяется учитывающий вес гандикап ISAF, можно ввести для имеющих мотор судов соответствующую поправку, причем не взятую с потолка а имеющую ту же степень объективности что и все гандикапные результаты. По отношению к мотору соображения "лишнего веса" не будут довлеть над участниками, будет больше моторных судов - надежность прохождения флотом регаты маршрута и безопасность повысятся. А в штилюгу можно и моторную гоночку устроить, например "Кто дальше уедет на одном стакане горючего" :)
Нужен центр связи: ретранслятор, единая точка обмена для регаты. Аккуратный человек, сидящий дома или на базе. С круглосуточно включенным мобильником, на который подброшены денежки. Со списком всех телефонов, тетрадью для записи звонков и картой на столе. С инструкцией кому звонить в каком случае. Сопровождающая яхта и честнАя компания на ней этого в полном объеме не заменит. Судья может быть занят; даже если в команде есть дисциплинированный "радист" — судно может выйти из зоны покрытия, на нем могут возникнуть проблемы, у мобильника сядет аккумулятор и т.п. Хотя бы на одном конце связь должна быть максимально надежной.
Оргкомитет заваривает всю кашу, начиная с идеи проведения регаты. Привлечь участников, найти спонсоров, договориться с партнерами, властями, пригласить прессу, подготовить все необходимое. И, в том числе, и даже ГЛАВНОЕ - найти людей и организовать работу служб непосредственно проводящих регату:
— гоночного комитета;
— спасслужбы;
— мерительного комитета;
— протестового комитета;
— мандатной комиссии;
— секретариата;
— наверное, еще кого-нибудь забыл.
Как мы видим на Верхневолжской регате, при серьезной организации все это так и происходит, все службы работают. Занято много народу, и дел судьям и всем кто обслуживает регату хватает по самое не могу. И какие-то накладки и недоработки все равно всплывают.
Конечно, в зависимости от масштабов каждый "комитет" может быть действительно целой командой а может и одним человеком, который даже совмещает несколько ролей - главное что соответствующие функции выполняются и участники знают - кем.
На наших туристских регатах порядки попроще, но в принципе те же. Когда участвуют 30-40 судов, хватает двух-трех "штатных судей" и помощников из числа участников и их друзей. В ралли и маршрутных гонках участников меньше, соревнования 10 лодок в состоянии провести и один судья, которому конечно помогают все - например, пришедший первым фиксирует время финиша. Но такой судья должен быть, и для него проведение регаты должно быть главной целью. Собственное участие, экипаж, отдых, рыбалка, застолье, — все может иметь место, но... второе. Главное — обслуживание регаты. Если это не так, лучше говорить не о регате, а о совместном походе, вылазке и т.п.
Впечатление от организации прошлой Волжско-Камской регаты из Елабуги осталось очень хорошее. Правда и минус был, причем тот же что теперь — слабовато взаимодействие в сложной ситуации. Когда аварию потерпел катамаран МЭСИ, искала и вытаскивала его только своя группа поддержки.
В этом году, не в обиду Андрею - часто ощущение неразберихи. Хотя, по рассуждению, было не хуже. Почему такое впечатление? Да уж очень высоко была поднята планка ожиданий. Весь яхтенный флот, событие республиканского масштаба! И все свелось к геморрою с заходом к пирсу "Локомотива". А ведь реальное совместное действо с крейсеристами было бы и интересно и полезно, хоть бы поучились как нормально даются старты, кто привык только с бережка.
Понятно что оргкомитетская работа по подготовке была проделана титаническая, но когда она наконец завершена и начинаются сами гонки, рано расслабляться. Нужен был работающий "гоночный комитет", а его не было. Как Анархист когда-то собирал заявки от участников посреди ралли, так и тут...
Обязанности судьи на этапах где идут одни катамараны может выполнять и один из участников: давать старт, хранить протоколы финиша. Общие переходы с яхтами хорошо бы все-таки сделать; яхтсмены могли бы помочь с судейством - неужели в Казани нет людей с опытом судей по парусу. Если б оговорить, распределить обязанности заранее, подготовиться — процедуры вышли бы четче.
Ну, за 2005-м будет лето-2006! Думаю что популярность Волжско-Камской регаты будет расти. Сейчас конечно не сказать приедем ли, другие места и планы тянут. Но стали дороги и "танкисты" и "электроники", и неутомимые рыбаки, и музыкальная Старушка Дженнис, и как всегда увешанный фототехникой и улыбающийся Юрий Филимонов — все кто всяко помянут и не помянут в этом опусе, с кем ходили уже не раз по Волге. Поддержка - раскрутка приятны, и теплая вода, и есть где разгуляться. Так что, Андрей и Ко, раз взялись за гуж — готовьтесь!
И чтоб без сплошных штилей, это в следующий раз обеспечьте пожалуйста в канцелярии через Кул-Шариф.
Ладога. Дело к вечеру, в Березово не дойти. Дергаю мотор, и мы уезжаем, намного облегчив жизнь себе и оставив штилевать на ночь глядя половину участников регаты. А что можно было сделать? Зацепить еще одну лодку, которая недалеко, ну так ее кэп не захотел на буксир. Погода устойчиво штилевая, ночь белая. Все равно неприятно.
Вот наверное за это под Казанью Аллах не то чтобы наказал, а так, продемонстрировал слегка - приходилось бывать и в шкуре подзависших.
Инициатор/ы опубликовали что хотят устроить, где, какие правила. Откликнулись желающие, поехали. Каждый отвечает за себя и в случае чего постарается помочь другому. Что реально может обеспечить организатор, особенно сам являющийся участником - привлекательность идеи, разумность программы и распорядка, в меру борьбы амбиций и опасений. Грамоты заготовить или приз выставить.
Ну, и позвонить по телефону "доверенного лица": знаете, мы тут плавали вместе с вашим ...... по... , но он в условленное место не пришел и где - не знаем. Нам уезжать надо, на работу. Будем надеяться что все в порядке, но на всякий случай в милицию сообщили.
Нельзя же в футляре жить. А шандарахнуть молнией и на даче может. Но давит - не дай Бог в самом деле быть вынужденным такой звонок делать. или про тебя твоей... или из милиции сами позвонят...
А когда все официально, с декларациями, флагами, спонсорами, даже министрами-губернаторами? У организаторов все схвачено, они крутые, с катерами и страховками, выручат в случае чего. В какой-то степени это действительно так, в какой-то — только иллюзия. Может в той же, в какой сам готов к неприятностям?
Г.Шмерлинг