Оригинал текста находится в форуме Под Гиком, где можно посмотреть более крупные фотографии, почитать комментарии. Там много ссылок на видеофрагменты (здесь - не все).
Иван Гудым, май 2007.
Набрал заголовок и остановился, не знаю с чего начать. Начну, пожалуй, с самого главного впечатления: люди. Такая концентрация интересных, сильных, опытных людей в одном месте просто поражает. Возможность пообщаться с участниками регаты значила для меня больше чем все остальное.
Огромное спасибо всем, кто выручал нас всем необходимым, чего у нас по неопытности не было. У кого-то я просил иголку шить паруса, у кого-то - нитки для того же, ремешок для рифов и т.д. и т.п. Постоянно приставал к людям с глупыми вопросами - спасибо за терпение и ответы.
Отдельное спасибо Е.Коротких, который в качестве капитана-наставника прошел с нами последний, самый длинный этап ралли. Спасибо за науку и поддержку.
Черкащанам - огромный респект за диск и все остальное. Ошибка резидентов - это что-то.
ПС. Сажусь писать подробный отчет.
Как-то я невнимательно прочитал положение, и решил, что заезд 29-го. Ну, оно и к лучшему, наверное. В общем, 28 с вечера загрузили катамаран и вещи в машину, поставили ее на стоянку возле дома, а 29 в 7-00 выехали. Доехали без приключений, только один раз тормознули гаишники, пришлось долго расказывать, что это за "лодка" такая в машине. Где-то в Кировоградской области видели журавля прямо на обочине трассы. Когда остановились сфотографировать, он спокойно отошел метров на двадцать и позировал уже оттуда.
Яхтклуб нашли достаточно быстро, вижу мачты, зашел, стоит собраный Даки, спросил организаторов, подошел Сергей. Спрашиваю можно ли присоединиться, короткий допрос кто такие, откуда, на чем - заезжайте, вставайте. Разгрузились, поставил машину чуть в стороне от фундаментального лагеря черкащан, начали собираться.
Пока мы собирались, Дима на 19 Даки пару раз отходил ненадолго, возвращался, красиво выскакивая на пляж, что-то объяснял матросам. Было еще не поздно, и мне тоже захотелось сделать пробный выход. Во-первых потренироваться отходить (а тогда дуло несильно, но почти на берег, слегка справа, а слева метров за 30 понтон), а во-вторых попробовать взять рифы. Зарифили грот, достаточно удачно крутанули поворот возле самого понтона, и вышли в заливчик между островком, мысом, на котором мы стояли и берегом. Там слегка покрутились, все было нормально, я решил выйти через проливчик на большую воду. Там захотелось попробовать поворот фордевинд, но ветер там был сильнее, а я зазевался на шкоте, в итоге грот основательно хлопнул. Риф-кренгельс (слабоват я в терминологии - та штука, куда шкотовый угол переходит при рифлении) вырвало вместе с примерно 40 см обшивки задней шкаторины. Грот захлопал, я не стал возвращаться на место старта, а пошел к ближайшему берегу. Это оказался пляж на том же мысе, только на его другом, правом берегу.
Вот так, большинство еще не съехалось, а мы уже открыли счет разрушений и потерь. Отрезали от спасжилета пояс, распустили и сели латать парус.
Понемногу темнело, мы с Геной достали какой-то сухпай, бутылку, и устроились возле откинутого борта УАЗа. Тут подходит кто-то из черкащан - идите к нам за столик. Я попытался отнекиваться, но мои попытки были быстро преодолены стремительным напором. Взяли термос с остатками чая, еще что-то и присоединились. Тут уже узнали, что ребята местные, такие же чайники, как и мы - первый выход. Перезнакомились, выпили, закусили, поговорили, и так несколько раз. Посидели очень душевно и разошлись заполночь.
Утром посмотрели, что у нас осталось из продуктов, решили, что нужно докупить из снаряжения, и пошли в город искать магазины и рынок. По дороге осмотрели интересный буддийский монастырь, сфотографировались возле часовни в стиле техно. Купили фонарик, иголки, еще что-то по мелочи, а главное - нашли швейную мастерскую, где согласились прострочить заплату на гроте. Дело в том, что после нескольких часов работы двух "парусных мастеров" заплата была скорее приметана, чем пришита. В это время в лагере готовились к обмеру катамаранов. Вернувшись и узнав, что мы в любом случае не опоздаем обмериться, так как процедура это долгая и растянется на весь день - взяли грот и пошли опять в город в мастерскую.
Тем временем в лагерь продолжали подъезжать участники регаты. Приехали харьковчане, семейная команда отец с сыном (или скорее наоборот - сын с отцом, главным инженером фазотрона) с оригинальным Простором, луганчане с Корсаром, еще кто-то - всех не перечислю. Вновь прибывшие команды собирали свои катамараны, мерительная комиссия делала обмеры. Мы понемногу скучали, ждали своей очереди и знакомились с соседями.
После всех трудов и треволнений этого дня вечером, естественно, начались (или скорее продолжились) посиделки за рюмкой "чая". Мы с черкащанами опять засиделись допоздна. Весь лагерь уже затих и угомонился, а мы все не расходились. Тут к нам подошла Лена, как она представилась - Барракуда из Харькова. Мы еще посидели, Лена рассказала нам историю нашего "корабля". Оказалось, что у него куча имен: по-первых изначально он все-таки - Простор, по надписям на баллонах его часто называют Вектор, хотя это просто название фирмы, которая поклеила баллоны и к имени катамарана отношения не имеет, а вообще он называется - Привет. Там было еще какое-то имя, связанное с какой-то историей, но я сейчас не могу вспомнить кокое именно. В общем, как говорится, "вечер удался".
Наконец добрался до начала основных событий. Утро 1 мая. Совещание представителей. Открытие регаты. Подъем флага.
Странная штука память. Действует избирательно. Последующие события заслонили начало этого дня. Помню только, что утром выглянуло солнце, но потом спряталось и стало не просто холодно, а очень холодно. Все ждали тепла и солнца, но видели только пасмурное небо, пролетающие снежинки и чувствовали обжигающий ветер.
Старт назначен на 13-00, погода портится, ветер усиливается. Косвенно о силе ветра можно судить по тому, как хлопают палатки: http://www.youtube.com/watch?v=NgfB8T_Ul84, и это на прикрытом от ветра островком мысу. Три катамарана, наш Вектор, оригинальный Простор из Киева и Дуэт черкащан стоят на правом берегу мыса, а старт будет с левой стороны в заливе между буем и яхтой. Поэтому нам нужно заранее через проливчик обойти мыс на левую сторону. Сначала выходит Простор, за ним - черкащане, и последними мы на Векторе. Вскоре Дуэт перевернется и выйдет из гонки, Простор налетит на мель и сломает оба шверта, а мы, выйдя на старт, узнаем, что старт перенесен на час и пристанем к пляжу на левом берегу мыса.
Стартуем (Видео), пока разобрались со шкотами, швертом, рулем, уже выскочили из ветровой тени мыса, ветер дует из трубы пролива между мысом и островком, оттуда же идет короткая острая волна и, судя по всему, ветровое течение. Пролетаем мимо пролива в тень острова, пытаюсь сделать поворот, неудачно. Находимся чуть дальше Дуэта (видео снятое черкащанами с берега за секунду до оверкиля). Гена кричит - черкащане кильнулись, подходи к ним. Еще раз пытаюсь повернуть, получилось, вижу, что к Дуэту идет моторка - все, мы только помешаем, там только таких чайников как мы не хватало. На бейде правого галса вползаем в залив, вижу, что возле стартовой линии никого нет, хотя должны бы уже стартовать. Поворачиваем, подошли к кому-то, узнали, что старт на час отложили. Выбросились на пляж с левой стороны мыса, наблюдаем эвакуацию черкащан. Адреналин плещет через край.
Сочувствуем команде Дуэта, готовимся к гонке. Чтобы не мешать остальным в предстартовой толчее (мы - чайники) решаем отходить последними. Команды стартуют, мы - готовимся. Еще видео. Все, мы, наконец тоже готовы стартовать, сразу за Корсаром. От волнения не можем разобраться со шкотами и толком оттолкнуться, помогают отойти болельщики. Наконец пошли, прощальный взмах рукой - летим.
Уффф. Не думал, что это займет столько времени. На сегодня все, а до самого главного так и не дошел. Постараюсь продолжить завтра. На всякий случай, копирайты: фото с номерами до тысячи - мои, больше тысячи - черкащан. Все видеофрагменты - черкащан.
Виват черкащанам, и команде Дуэта и группе поддержки!!!
Дальше смутно и смазанно. Катамаран начал резко ускоряться. Я такого еще не видел - он буквально полетел. В этот момент я впал в какой-то ступор, что-то похожее на то, как начинающий водитель за рулем автомобиля въезжает в поворот с большей, чем нужно, скоростью и продолжает давить на газ, причем от стресса давит еще сильнее. Катамаран поднял баллонами волну, сзади полетели брызги как от моторки и начал уходить вправо, я, вцепившись в румпель, пытался вернуть его на курс, но это ничего не давало, лодка уходила все правее по дуге окружности. Через мгновение левый баллон оторвался от воды, причем сразу, одним рывком примерно на полметра от воды. Я попытался наклониться левее потянулся рукой ухватится за балку и ... как кегля ссыпался по палубе в воду. Падая в воду увидел, как парус плавно и медленно, как на замедленной съемке ложится на воду, а на меня опускается зеленая палуба.
Барахтаюсь в воде, выныриваю. Катамаран прямо передо мной, лежит на боку, парус еще на поверхности. Палуба ниже уровня воды, по ней как тюлень заползаю внутрь и сажусь боком на баллон, ноги на палубе. Вижу на нос таким же макаром выползает Гена. Сидим рядом на баллоне, парус медленно тонет, перекинулись парой фраз, что-то вроде: "Ты как?", "Вроде ничего". Тут наконец почуствовал пронизывающий ветер и холод. В голове закрутились всякие ужастики про переохлаждение, понимаю, что с нашей экипировкой шансов почти нет. Краем сознания замечаю плавающие кепку, куртку, весло. Слышу сзади тарахтит моторка. Оборачиваюсь - она уже метров за 10. "Что будем делать?" - спрашиваю. А у самого в голове абсолютная пустота, ни мыслей мачту срубить, ни попытаться поставить катамаран на ровный киль, ни грести к берегу - недалеко ведь. Ровным счетом ничего. С лодки спокойно так: "Как что, переворачивать будем, давай буксирный конец".
Меня это немного отрезвило, начинаю думать, где же его взять. Он-то есть, привязан за переднюю балку, только сейчас он с другой стороны палубы, под водой. На лодке, наверное, увидели что я кручу головой и пытаюсь понять где ж его, буксирный взять - кинули свой. Ловлю. "Привязывай за ванты". С веревкой в руке сползаю с кормы в воду, подплываю к другому баллону, подныриваю, вяжу к ванте, плыву назад - опять на баллон.
Тем временем лидеры обошли остров и продолжают гонку. Штатный Простор нашел свою мель, сломал оба шверта, и вернулся на базу. У Кита сломался руль и он сошел с дистанции. Корсару выгнуло мачту, и ему тоже пришлось вернуться. Но мы ничего этого не видели - мы продолжали барахтаться в воде.
Моторка начинает тянуть, мы с Геной сидим на одном баллоне, второй баллон медленно начинает приподниматься, рама гнется, скрипит, но постепенно показалась из воды мачта, и одним прыжком катамаран плюхнулся вторым баллоном на воду, а мы, соответственно, опять в воду. Выныриваю. Катамаран отбежал на несколько метров по ветру, паруса хлопают, и не убегает он дальше только потому, что его держит на привязи моторка. Подплываю, теперь уже с носа - его развернуло ветром, пытаюсь подняться на палубу, не могу, нет сил. Остановился, секунд 20 вишу в воде держась руками за балку.
Со второй попытки все-таки выскочил. Осматриваюсь, Гена в воде метров за пять, подплывает, пытается выбраться на палубу, не получается. Пытаюсь помочь - тоже ничего не выходит, толку с меня уже мало. С моторки кричат, давайте отвязывайтесь, уже два звонка пришло - кильнулись чуть дальше за островом. Какой отвязываться, давайте матроса на борт. Моторка подошла впритирку, Гена уперся в нее ногой, вылез на палубу. Не помню, кто отвязал буксирный конец, то ли мы, то ли кто-то с моторки, но она улетела дальше. Нас сразу понесло ветром в сторону берега.
Сдергиваю хлопающий грот, ловлю стаксель, карабин шкотов сломался и крючком зацепился за ткань паруса, он сложен почти пополам, хлопает, удержать его одной рукой, чтобы отцепить карабин не могу, смотрю, нас уже развернуло носом к берегу, и даже появился приличный ход. "Гена, рули, я буду держать стаксель руками", "ОК". Поехали на базу. На берегу нас встречает "группа поддержки".
Привет Всем!
Вот и я отдышался после "отдыха", уже в ванну без спасжилета получилось влезть. Читаю и переживаю заново все, так что продолжай, Ванька. Я так не смогу, да и матросское это дело писанина. Черкассам большой привет, особая благодарность за бальзамчик способный даже тещин самогон превратить в благородный напиток.
... Катамаран оставили на берегу, ничего не проверяя, только скрутили стаксель, и бегом к машине переодеваться. Тут оказалось, что у Гены нет запасных сухих штанов, пришлось одевать "цивильные" брюки. Ну и конечно выпили. Сразу. Много. Часам к трем жизнь потихоньку начала налаживаться, стресс потихоньку отпускал, на вопрос, пойдем ли мы завтра в маршрутку мы уже уверенно отвечали, что пойдем. И, в общем, вечер опять удался.
Несмотря на всю нашу легкомысленность, кое-какие выводы из "купания" мы все же сделали. Первым делом совершили набег на "секонд хенд", где подобрали по ветровке, и Гене запасные штаны. Во-вторых свитера уверенно отправились в бочку в компанию к спальникам и прочей сухой одежде, а моя куртка, все еще мокрая, осталась висеть на дереве до конца регаты.
По прогнозу направление ветра сохранится, то есть на отрезке Черкассы-Сагуновка будет попутный ветер. Гена предложил идти под одним стакселем, ведь после оверкиля мы возвращались под ним довольно шустро. Так и до Сагуновки, пусть медленнее, зато спокойнее дойдем. Я весь вечер сомневался, гадал и так и эдак. Если бы мы не порвали рифы в первый день, я бы и не думал - зарифился бы и пошел под гротом, а так... Утро, опять сумрачно и холодно. Потихоньку готовимся к старту...
Черкащане разбирают свой катамаран. Выглядят расстроенными, особенно Ваня. Говорит, что это никуда не годится, все нужно переделывать. Представляю, сколько в катамаран вложено труда, ведь все сделано исключительно аккуратно, полное впечатление заводской вещи.
Лагерь постепенно приходит в движение, палатки снимаются, вещи упаковываются, грузятся на катамараны. Мы потихоньку делаем тоже самое, видим, что не успеваем: все-таки первый раз пытаемся упаковаться в свежекупленные пластиковые бочки. Начинаем спешить, забываем много нужного - иголки например. Я первый раз после оверкиля подхожу к катамарану, короткий осмотр, и понимаю, что решение о том, какие паруса нести, мне принимать не прийдется. Ходовой конец грота-фала свободно тянется, никак не влияя на лежащий на палубе грот. Приехали. Разбираться что там и как времени нет, значит идем под стакселем. Начинаю снимать с мачты уишбон, чтобы зря не мешал, и тут новый сюрприз: прямо в руках он разваливается на три части. Срезало заклепки спереди полностью, сзади осталась одна. Все уже погрузились, отходят, а я только связываю вместе куски уишбона, привязываю к правому стрингеру, креплю к палубе свернутый грот...
Перед этим в разговоре с Сергеем Кравченко я предложил стартовой линией сделать выход из бухты, чтобы не лавировать от мыса против ветра к стартовой линии. Он вроде бы согласился. Я в суете и беготне прозевал объявления, и думал что все осталось по прежнему. Только перед самым отходом заметил, что стартовый буй и яхта таки стоят, а катамараны кружат с той стороны стартовой линии. Под стакселем я туда точно не отлавирую. Дали старт. Катамараны быстро проходят мимо мыса , и выходят на открытую воду. Наконец мы готовы отходить. Кит тоже задержался со стартом, только выходит, мы сразу за ним. Слышу голос в мегафон с судейской яхты: "Можете отходить вне стартовой линии...", ура, полегчало. Выходим из залива. Вот мы и на большой воде.
Через некоторое время вслед ушедшему флоту выходит судейская яхта и моторка.
Гена начинает раскручивать стаксель, обнаруживает сломанный карабин стаксель-шкота (после оверкиля я видел только, что карабин зацепился за ткань паруса, а перед самым причаливанием неожиданно отцепился, как теперь оказалось - сломался). Пытается чем-то привязать шкоты, но ветер такой, что даже уже раскрученный треугольничек сильно треплет, и удержать его одной рукой, а другой вязать шкоты очень сложно. Наконец привязывает, пропускает шкот через блочек на палубе, отдает ходовой конец мне. В шутку обсуждаем важнейшую роль Гены в этом переходе - роль балласта.
Ветер дует прилично, волна небольшая, но беспорядочная, и иногда хлюпает через окна для крепления блочков шкотов кружку-другую воды. Холодно, сижу в моментально образовавшейся лужице. Подтягиваю ближе и усаживаюсь на свиток из трех карематов, на спину накидываю плащ-палатку. Жизнь потихоньку налаживается. Можно осмотреться. Основной флот ушел далеко вперед, лидеров видно только по парусам. Сзади виднеется Бриз-Микро. Мы в шутку радуемся, что не последние. Справа сзади видим катамаран, идущий к берегу, Гена определяет - Харьковчане. Постепенно проявляется вид на город Черкассы, видно городские пляжи, многоэтажки недалеко от берега, мы обсуждаем, как, наверное, романтично смотрелся из окон проходящий парусно-надувной флот.
Пока мы отвлеклись на разглядывание окрестностей, волна потихоньку увеличивается, мы, видимо, вышли из тени берега и островов, и волне уже есть где разгуляться вдоль водохранилища. Сразу стало страшно. Катамаран гнется на волне, особенно по диагонали, что-то поскрипывает, потрескивает. Создается полное впечатление, что сейчас развалится на части. Начинаю осматривать, ощупывать соединения стрингеров и балок, проверяю болты, к которым могу дотянуться - все вроде нормально. Начинаю расказывать, что и "большие" в шторм скрипят, успокаивая таким образом и себя и Гену. Постепенно привыкаем и к гибкости корпуса и к скрипам - считаем что так и должно быть и успокаиваемся.
Тем временем нас потихоньку догоняет Бриз, мы не понимаем, как можно на таком малыше идти одному в такой ветер на такое расстояние. Бриз приближается, на приличной скорости обгоняет, и уходит в точку на горизонте.
Черкассы постепенно отдаляются, показались высокие трубы предприятий, остаются за кормой и они. Самое время сфотографироваться.
Некоторое время болтаем на разные темы, постепенно разговор сам-собой сходит на нет. Сосредотачиваюсь на рулежке. Разглядываю ставшие уже примерно метровыми волны. Замечаю, что катамаран временами резко ускоряется, думаю, что это от порывов ветра. Пробую объезжать шапки на гребнях, чтобы зря не мокнуть. Становится скучновато, просто едем вперед, хоть и довольно шустро. Вспоминаю, что единственной пищей для нас сегодня был утренний чай, обед мы из-за предстартовой чехарды пропустили. Предлагаю Гене перекусить. Гена оборачивается, и говорит: хорошо, что ничего не ел, а то бы уже стошнило. Его, оказывается, укачало. Ну хоть покурю. Передаю ему стаксель-шкот, сам пытаюсь одной рукой зажечь на ветру спичку. Вспоминаю, что при укачивании главное - отвлечься. Все, говорю, твоя роль балласта закончилась, мне трудно одновременно держать руль и шкот, тем более, что я так курить не смогу. Теперь ты шкот держать будешь.
Видим сзади приближается моторка, подошла на расстояние метров 30. Нам машут рукой, я и Гена машем в ответ. Тут человек в моторке изобразил какой-то жест, который я сейчас ни вспомнить, ни придумать не могу, но тогда понял как вопрос: "как там у вас". Показываю большой палец - моторка улетает вперед.
В вантах начинает посвистывать, на склонах волн катамаран ускоряется все сильнее, чисто интуитивно начинаю направлять катамаран по диагонали к волне. Дело в том, что причину оверкиля я до этого момента так и не понял. Неизвестность пугает, а в голове осталась только жесткая связка: быстрый разгон - оверкиль.
Держу курс на оконечность мыса в районе Сагуновки, катамаранов уже не видно, виден только парус яхты. Я почему-то думал (опять прозевал объявления), что финиш будет в районе Топиловки, и внутренне готовился идти еще какое-то время после огибания мыса. Приближаемся к мысу, уже видны отдельные сосны, песок на пляжах. И как-то вдруг, сразу появляется стоянка - видим мачты, паруса стоящих на берегу катамаранов.
За мысом стихает и ветер и волны. Яхта стоит на якоре в отдалении от берега. Какой-то катамаран, скорее всего - Кит идет недалеко от яхты. Тут мне приходит в голову, что я не знаю как финишировать - это мой первый финиш. Может там возле яхты такой же створ как и стартовый? На всякий случай держу курс на яхту. Сзади опять приближается моторка, машу руками как мельница: прошу подойти. Подходят, спрашиваю про финиш, узнаю, что на берег. Поворачиваю к берегу и мы выкидываемся на пляж метров на 10 дальше основной группы.
Вытягиваем катамаран подальше, и идем к народу. Кто-то поздравляет, кто-то говорит, что отстали от лидеров на час. Ха! Час - это здорово. Меня распирает гордость - все-таки мы сделали это. Дошли. Одновременно испытываю огромное облегчение - наконец-то закончился этот бесконечный душ с качелями. Трусит от холода, и ощущения нереальности происходящего.
Пока я стою туплю, Гена уже успел сбегать на разведку: слева за холмиком классная полянка, пошли туда. Возвращаемся за вещами и идем на предполагаемое место стоянки. Перевалили холмик и попали в рай земной, по крайней мере мне тогда так показалось. Песчаное блюдце диаметром метров сто, местами покрытое молодой травкой, со всех сторон окружено холмами и соснами. В то время как на берегу холодно и дует холодный сырой ветер, тут совершенно особый микроклимат. Тихо, светит яркое солнце, щебечут птицы, и от прогретого песка поднимается теплый воздух. По полянке там и сям раскиданы разноцветные палатки, пристраиваемся и мы.
Подходит кто-то из команды Кита, решают перейти сюда с низины, где стоят катамараны. Попозже перебирается и команда Корсара.
Война войной - а обед по распорядку. Желудок настойчиво напоминает о себе. Решаем сварить кашу, я достаю примус, пытаюсь разжечь. Саня, капитан Кита, говорит: что ты там играешься с этой железкой, давайте к нам, мы сейчас борщ варить будем.
Размашистым движение факира подносит зажигалку к горелке, подключенной к могучему газовому баллону. Та с реактивным гулом загорается. А наш примус продолжает гордо молчать. Колебались мы недолго. Взяли бутылку "минералки" и пошли "в гости". Пока вода кипит, ребята принесли немного хвороста, разожгли костерок. Мы поддержали инициативу - принесли пару бревен. Тут и борщ подоспел. Поели, попили, поговорили, подошли ребята с Корсара, еще поговорили, солнце потихоньку садится, скоро будет обещаная общая уха...
Собрались в низинке возле катамрананов, насыпали ухи, пустили пару раз по кругу "минералку". Пошли неспешные разговоры, байки, истории. Было сыро от земли, но тепло от ухи и общения.
Постепенно темнеет, уха доедена, разговоры договорены, потихоньку расходимся к палаткам. Мы с Китами разводим потухший костер, я показываю как делать "долгоиграющий" костер из бревен. Расходиться не хочется, сидим возле уютного тепла костра, к нам иногда подходят погреться, посидеть соседи по стоянке. Вечер плавно переходит в ночь.
Утром встали около шести, вскипятили чаю. Пока завтракали кто-то узнал прогноз - сегодня будет дуть югозападный ветер, учитывая, что нам идти почти точно на восток, получается курс бакштаг, галф. На полянке ветер почти не ощущается, только слегка шумят кроны деревьев. Я пошел в ту сторону, откуда дует. Мы, оказывается стоим на полуострове, и с той стороны расположен ставок, а до настоящего берега километра три. Когда вышел из-за деревьев, там оказался достаточно сильный ветер.
Все хорошо, но нам же нужно ремонтироваться. Снимаем мачту, берем уишбон, идем к палаткам. Нужно чем-то скрепить, вместо срезанных заклепок, части гика, сделать огон на стальной части грота-фала вместо обломанной заделки, соединить стальной трос грота-фала с мягким - сломался маленький винтик вилки заделки троса.
Пока я вместо винтика приспосабливаю и обматываю изолентой маленький "мебельный" ключ, Саня плетет "шахтерский" огон на грота-фале, а Гена нашел в песке потерянный кем-то колышек от палатки из стальной проволоки. Колышек с успехом раскусывается плоскогубцами на части, и ими же загоняется в отверстия гика вместо заклепок. Команда Кита принимает живейшее участие в процессе. Они не то что нам помогают, это скорее мы с Геной помогаем им отремонтировать нашу лодку.
Мы возимся с ремонтом, а время то идет. Скоро старт, а мы только ставим мачту и упаковываем вещи. Гена говорит: на Ките экипаж взбунтовался. Прислушиваюсь, и точно - Леша громко возмущается, сколько можно зарифленными ходить, давай большой парус ставить. Подходит к нам, я пытаюсь ему объяснить, что ветер на воде будет приличный, это на полянке его не слышно было, и тут на берегу за высоким обрывом. Как бы то ни было, но судя по тому, что Кит вышел зарифленым, бунт был успешно подавлен опытным капитаном. Команды выходят, мы заканчиваем погрузку, объявляют старт. Катамараны отдаляются, яхта за ними, мы наконец готовы и стартуем. Евгений снимает все происходящее с высокого обрыва.
Поначалу ветер слабый, волны нет совсем, мы медленно отходим все дальше от берега под полными парусами. Постепенно ветер усиливается, я понемногу привожусь, но катамаран начинает разгоняться все быстрее и быстрее. Грот лежит на вантах, стаксель, если потравить начинает трепать. Решаем идти под одним гротом. Стаю в левентик, но лечь в дрейф не получается, понемногу идем в крутой бейдевинд, отклоняясь от курса вправо к югу. Гена пытается скрутить стаксель, он громко хлопает, вырывается из рук. Все это время катамаран двигается вдоль берега на юго-восток. Видим как наконец отходит Евгений на своем Бризе. Наконец стаксель свернут, ложусь на курс. Острова Жовнино, нашей цели, еще не видно, видно только высокий противоположный берег, справа постепенно сливающийся с водой. Пересекать водохранилище нам нужно не по кратчайшему расстоянию, а по диагонали.
Грот опять лежит на вантах, работает небольшой треугольник возле шкотового угла, большая часть полощет. При этом идем достаточно быстро, быстрее совсем не хочется - воспоминание об оверкиле еще слишком свежо в памяти. Нас догоняет Евгений, волна уже около метра, он обгоняет нас слева. Дальше я за ним не слежу - слишком занят управлением. На порывах и серфинге с волны катамаран сильно приводит. Рулем ничего сделать невозможно. Перекладываю руль полностью, но это не дает ничего, кроме огромного буруна и брызг. Курс напоминает зигзаг: сначала я держу на предполагаемое направление на Жовнино, мы медленно взбираемся на волну, или между волнами, потом мы бешено набираем скорость, катамаран упрямо поворачивется носом на юго-восток, и мы несемся с брызгами и грохотом воды по низу палубы.
Идем так некоторое время, парусов катамаранов уже почти не видно, видно парус яхты на фоне противоположного берега. Она значительно левее нашего курса. Берег отдалился, но противоположный почти не приближается. Гена спокойно так замечает: ну, скоро будем в Кременчуге. Соглашаюсь, так мы до Жовнино не дойдем. Будем сбрасывать грот и ставить стаксель.
Опять встаю в левентик, Гена легко сбрасывает грот. Начинает раскручивать стаксель, ветер без хода чувствуется намного сильнее, стаксель безжалостно треплет. Когда стаксель уже почти раскрутился, осталось один-два оборота, он вырвался из рук и несколько раз с силой ударил шкотовым углом по ромбовантам и передней части уишбона. В результате острый кусок колышка от палатки, которым мы скрепили переднюю часть гика, прорвал в стакселе дыру размером около 5 см. Расстраиваться некогда, ложимся на курс.
Волна потихоньку увеличивается до полутора-двух метров. Характер движение напоминает вчерашний: спокойно принимаю кормой подходящую волну, корректирую курс, лечу по склону волны по диагонали вправо-вниз, остается только иногда оглядываться, чтобы уйти от обрушивающихся гребней - не хочется зря мокнуть.
Пока я занят рулежкой, Гена рассматривает горизонт. Слева, довольно далеко, мне даже кажется, что почти у самого противоположного берега, видно катамаран без парусов. Гена вроде бы узнает Кита, но не уверен, я - тем более, к тому же с такого расстояния он виден как нечто на воде с мачтой - никаких подробностей рассмотреть невозможно. Предлагает подойти, узнать в чем дело, я отказываюсь - слишком далеко и от нас и от курса.
Некоторое время спокойно идем по курсу без каких-либо происшествий. Гена опять видит катамаран без парусов, на этот раз справа. Решаем подойти, спросить что случилось. Меняю курс, идем почти галфвинд. Постепенно приближаемся, катамаран постепенно прорисовывается, но людей еще рассмотреть невозможно. Когда еще приблизились, я как-то вдруг замечаю, что этот катамаран без парусов достаточно быстро движется поперек моего курса, то есть уходит влево, и я понимаю, что даже если вернусь на прежний курс, то пройду у него за кормой. Брать сильно левее не хочется - придется идти фордевинд, или даже делать поворот. Говорю Гене, что подойти не получится, и ложусь на свой предыдущий курс. Какое-то время еще сближаемся, видим на борту людей в оранжевых спасжилетах, потом идем почти параллельно, слегка расходясь, мы вправо, другой катамаран - влево.
К этому времени уже можно было видеть цель нашего перехода. По мере приближения к противоположному берегу проявлялись его очертания, уже был виден справа мыс на фоне значительно более отдаленного берега. Теперь можно было держать курс не наугад, а более точно. Через некоторое время на катамаране слева подняли стаксель, и он достаточно быстро отдалился влево к берегу и исчез из виду.
В это время были ровные, примерно двухметровые волны, ветер изредка посвистывал в вантах, мы шли спокойно и уверенно. Я вспомнил вчерашние рассказы у костра о том кто как серфовал на волнах, мне показалось, что я слишком торможу скорость спускаясь по диагонали, и если попробую спускаться прямо вниз, то удастся подольше удержаться на волне. Принимаю очередную волну, и направляю катамаран вертикально вниз. Катамаран разгоняется, брызги, целый хвост брызг, от скорости захватывает дух. Доезжаем вниз, следующая волна догоняет и начинает плавно поднимать. Вот и гребень, легкий шлепок в корму, не удар, а именно шлепок доворачивает катамаран еще левее.
Привычно отруливаю вправо, ничего не происходит, катамаран идет куда шел. Оглядываюсь назад на руль, вижу поднятое из воды перо руля, тянусь к нему рукой и в это время слышу резкий хлопок, левый баллон выскочил сантиметров на тридцать из воды. Рывком падаю на левую сторону вытягиваясь поперек палубы, поворачиваю голову вправо, вижу вытянутый до складок стаксель надут слева, Гена падает на левый борт. Баллон плюхается назад в воду, все еще лежа, левой рукой заталкиваю перо руля на место, даю вправо, опять хлопок - стаксель стоит как положено, мы на своем курсе.
Не помню чтобы я что-то в тот момент говорил, кричал, или как-то иначе отдавал команды. Все произошло настолько быстро, что каждый из нас принимал решения и действовал сам.
Сажусь на свое место справа и начинаю бояться. Никаких экспериметов, гашу скорость с волны двигаясь по диагонали. От недавнего спокойствия не осталось и следа. Говорю Гене потравить шкот, чтобы шкотовый угол был почти на уровне штага. Так тоже не получается - выдутое вперед пузо стакселя сильно раскачивается слева направо, иногда хлопает, грозя раскачаться и перекинуться через штаг. Немного подбираем, так лучше, но угроза непроизвольного фордевинда не дает расслабиться ни на секунду. В вантах постоянный свист ветра.
Замечаю справа от мыса, к которому мы идем, остров, отделенный от него проливом, решаю, что это и есть Жовнино, держу курс на его правую оконечность. Гена говорит, что видит катамаран на фоне мыса, почти у самого берега. Идем некоторое время и повторяется вчерашняя история, как-то вдруг, вот только что не было, а уже есть - на оконечности мыса видны мачты стоящих катамаранов. Нужно брать значительно левее, будет чистый фордевинд, а то и поворот. Пока я соображаю что к чему, и почему отстров не остров, а мыс, приходят Волны, с большой буквы.
Их было не много, три-четыре, может пять, высотой с половину нашей мачты, то есть метра три. Исключительно ровной правильной формы высоченные волны. Пройти их не составило труда - все как обычно: подъем, подрулить, спуск. Только спуск продолжается бесконечно долго, и захватывает дух от зрелища настоящих гор воды.
Гена говорит, что видит финиширующий без парусов катамаран, нам наконец приходит в голову, что если катамаран без парусов, это еще не значит, что что-то случилось - просто такой способ движения. Решаем скрутить стаксель, нужно менять курс, а на фордевинде подходить опасно, последствия непроизвольного переброса стакселя мы себе уже представляем.
Ненормальные волны уже прошли, дальше обычные двухметровые волны, Гена встает и пытается скрутить стаксель. Смотреть, как он пытается устоять на шатающемся катамаране и обуздать бешено бьющий стаксель, страшно. Ветер уже не свистит, звук стал ниже и громче, ванты угрожающе гудят. Стаксель громко хлопает, видно, как пятисантиметровая дырка растрепыватеся причудливым зигзагом на половину нижней шкаторины. Наконец почти скрутил, но недокрученная верхушка постоянно растрепывается и хлопает. Завязать не получается, Гена остается держать стаксель руками, присев на колено. Волна уменьшилась до метра-полтора, но стала беспорядочной, скорость значительно упала, отрулить от обрушивающихся верхушек не успеваю, теперь волна не шлепает слегка как раньше, а ощутимо бьет в корму, обдавая брызгами. Держу курс на стоянку, подойдя ближе, понимаю, что сильно дрейфую, и к стоянке уже не попаду, пытаюсь взять еще левее, понимаю, что если не пристану к мысу, нас пронесет через пролив дальше на открытую воду.
Прошу Гену раскрутить слегка стаксель, дать хотя бы полметровый треугольничек, он наотрез отказывается. Тем не менее мы уже вошли в тень мыса, волны уменьшились до полуметра, ветер слегка стих. Берег приближается, а я даже не пытаюсь высмотреть удобное для выброски место - просто хочу на берег. На любой. Меня несет на дерево, с берега это увидели, кричат - обходи правее, несколько человек бегут на помощь, сначала по берегу, потом по пояс в воде.
Все-таки налетел на него мачтой, но благодаря своевременной помощи с берега, удалось выпутать рангоут из веток, и пристать правее дерева. Переносим бочки с вещами в лагерь, переодеваемся в сухое. Гена уговаривает сфотографироваться....