Преамбула:
Крейсерские гонки на самых маленьких и лёгких лодках, начиная с каяков и каноэ, были организованы в США Стивом Айзеком (Steve Isaac) в 2001 г. Смысл и дух этих соревнований — не столько борьба с соперниками, сколько Приключение. И, конечно, Испытание для судов, снаряжения, физических и духовных сил участников, объединенных неформальным сообществом WaterTribe — Племени Воды.
Соревнования проходят в четырех классах спортивно-туристических парусно-гребных судов, общим требованием к которым является спуск на воду и подъем на необорудованный берег силами экипажей. Трасса основной гонки (Everglades Challenge) длиной около 300 морских миль прокладывается вокруг полуострова Флорида, проводятся также гонки на Великих озерах (Мичиган, Гурон); на прохождение дистанции отводится 7-8 дней.
Суда участников полностью автономны. Как и в экспедиционных условиях, здесь можно рассчитывать только на себя. Запасы воды и продовольствия можно пополнять в ряде пунктов, для прохождения которых назначено контрольное время. Пройти всю дистанцию этих экстремальных соревнований в разные годы смогли от 25% до 70% стартовавших экипажей.
В России плавания на малых парусных судах (надувных катамаранах, байдарках, швертботах) имеют уже более чем тридцатилетнюю историю, однако ориентированы в основном на семейные туристские походы по внутренним водоемам с целью отдыха. Вместе с тем накопленный опыт конструирования и строительства легких парусных судов, а также дальних походов, в том числе и экстремальных одиночных плаваний, вполне позволяет нам участвовать в соревнованиях, подобных WaterTribe.
В последние годы интерес к плаваниям спортивного, экстремального характера на малых судах возрос как среди парусных туристов, так и среди яхтсменов. В 2001 г. состоялось марафонское плавание на швертботах "Луч" из Чебоксар в Тольятти, в мае 2002г. по тому же маршруту из Казани прошло организованное туристами ралли на надувных катамаранах. Байдарочники проводят гребные гонки вокруг о.Ольхон на Байкале.
Совместно с Российским Океанским Парусным Клубом мы объявляем проект развития крейсерских гонок на малых парусных судах в России и участия российских экипажей в соревнованиях WaterTribe в США.
При всей разнице в масштабах и судах между океанским яхтингом и прибрежными гонками и походами их участников объединяет главное: дух путешествий, приключений, любовь к парусу и простору. Участие в соревнованиях WaterTribe требует несравненно меньших затрат по сравнению с яхтенными регатами, что делает их демократичными и привлекательными для пропагандирования яхтинга.
Амбула:
Непосредственные задачи проекта состоят в организации аналогичных по духу и правилам акциям WaterTribe соревнований на малых парусных судах в России и подготовку участия российских экипажей в гонках WaterTribe Challenge в США.
Список проводимых в рамках проекта соревнований может быть пополнен — все зависит от инициативы участников проекта!
Предполагается ежегодное проведение полномасштабных соревнований в стиле WaterTribe на разных акваториях (Волга, Онежское и Ладожское озера и др.), акций тренировочного характера, а также развитие участия малых парусных судов в крейсерских регатах, допускающих такое участие по району плавания. Выявление по результатам соревнований, а также парусных походов наиболее подготовленных экипажей.
Принять участие в проводимых в рамках проекта Distant Challenge смогут опытные туристы и яхтсмены, имеющие навыки выживания в природной среде. Требования и правила к судам и снаряжению будут публиковаться при подготовке конкретных акций. Участие в организуемых проектом соревнованиях является исключительно личным решением каждого из участников, принимаемым с учетом своей подготовки, качеств судна, наличия требуемого снаряжения, особенностей той или иной акции.
Ключевую роль для успеха проекта будут играть не только непосредственные участники соревнований, но и добровольцы и организации, которые смогут оказать посильную помощь в подготовке соревнований, финансировании, решении различных организационных вопросов.
В соответствии с духом и правилами WaterTribe участники не должны быть профессионалами. Средства спонсоров предполагается привлечь в основном для покрытия затрат на транспортные и организационные расходы, которые для участия в соревновании в США экипажа из 1-2 человек предварительно оцениваются в 5-6 тыс. долларов США.
Возможно спонсирование как отдельных экипажей, так и проекта в целом, в том числе и российских соревнований. Логотип и иная реклама спонсора может быть размещена на лодке (включая название), одежде и снаряжении участника; для российских акций проекта возможно распространение рекламной продукции (сувениров, футболок и т.п.). Сведения о спонсорах проекта будут распространяться на российских интернет-сайтах парусной тематики.
При скромном рекламном бюджете проект позволит заинтересованным в бизнесе с США российским компаниям продемонстрировать свой позитивный имидж, заявить о себе как компании, поддерживающей инициативу, спорт и здоровый образ жизни. Гонки WaterTribe год от года завоевывают все большую известность в мире водного и парусного спорта США, материалы о них начали публиковать такие издания, как National Geografic и Sail.
Стартовые возможности проекта как рекламной площадки в России невелики уже в силу общей ситуации с яхтингом, рекламным бизнесом, да и обществом в целом. Но отметим, что, хотя сами по себе парусный туризм и гонки на малых судах относятся к low-end сектору яхтинга, информация о экстремально-приключенческих акциях WaterTribe широко распространяется и вызывает интерес в среде яхтсменов всех уровней, в значительной части представляющих элитные социальные слои. Заметим также, что рекламные мероприятия в рамках проекта Distant Challenge не подпадают под действие ограничений ISAF.
Обсуждать эффективность участия в проекте в качестве спонсоров компаний, бизнесом которых является производство или продажа туристических судов, одежды и снаряжения, представляется излишним.
Алексей Ушаков, председатель Совета директоров ROSC ushakov@rosc.ru
Григорий Шмерлинг, координатор проекта parusa@narod.ru
Форум для участников проекта и обсуждения непосредственно связанных с ним вопросов
Правила соревнований
Классы судов
Декларация капитана
Снаряжение
Из первых рук: рассказывает Владимир Еремеев, ветеран гонок WaterTribe
Флорида - 2003
Приключения Гадкого Утенка. Победа. (Мичиган-Гурон, 2002)
WaterTribe Cruising Challenge - 2002
WaterTribe Cruising Challenge - 2001